Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств п. Первомайский Оренбургского района»
п. Первомайский, ул. Воронова, 26
+7 (3532) 39-52-75

Образование

"МБУДО ДШИ п. Первомайский" осуществляет образовательную деятельность по дополнительному образованию детей и взрослых и реализует: 

  • дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального, хореографического, изобразительного искусства (далее ДПОП);
  • дополнительные общеразвивающие общеобразовательные  программы в области музыкального, тетрального искусства (далее ДООП).

Форма обучения по дополнительным образовательным программам в области искусств в "МБУДО ДШИ п. Первомайский" очная. 

Язык, на котором осуществляется образование - русский.

Численность обучающихся – на 2024-2025 учебный год 356 человек.

О лицензии на осуществление образовательной деятельности (выписка из ЕГРЮЛ)

Образовательная программа школы (открыть)

Учебные планы

а) по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств:

в области музыкального искусства:

  • «Народные инструменты» (гитара)

- срок обучения – 8 (9) лет, возраст (6,6-9 лет)
- срок обучения 5 (6) лет, возраст (10-12 лет)

  • «Фортепиано»

- срок обучения 8 (9) лет, возраст (6,6-9 лет)

  • «Музыкальный фольклор»

 - срок обучения 8 (9) лет, возраст (6,6-9 лет)

в области изобразительного искусства:

  • «Живопись»

- срок обучения – 8 (9) лет, возраст (6,6-9 лет)
- срок обучения 5 (6) лет, возраст (10-12 лет).

в области хореографического искусства:

  • "Хореографическое творчество"

 - срок обучения 5(6), возраст (9-12 лет) и 8 (9) лет, возраст (6,6-9 лет)

б) по дополнительным общеразвивающим образовательным программам:

- "Сольное (эстрадное) пение" срок обучения 5(6) лет 

- "Тетральное искусство" срок обучения 5(6) лет 

 

 

Педагогический коллектив работоспособный, творческий, готовый постоянно повышать свой профессиональный уровень, в конце учебного года проводится мониторинг творческих достижений педагогов.

Одним из направлений творческой работы ДШИ является концертная деятельность. Уже традицией стали: концерт для учеников первых классов школы, «День матери», тематические выставки для учащихся ДШИ, новогодние представления, концерт, посвященный Дню победы. Все эти мероприятия делают жизнь школы интересней, разнообразней.

Все годы существования школы развивались и поддерживались контакты с «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», Оренбургским музыкальным колледжем, Оренбургским областным художественным колледжем, музыкальными школами города и области.

В школе искусств каждому учащемуся предоставляется возможность проявить свои творческие способности в любом виде искусства в зависимости от желаний и возможностей. Здесь постоянно работают над проблемой нравственного воспитания учащихся, стремясь духовно обогатить детей, расширить их кругозор, развить интеллектуальные и творческие способности.

Учебный план муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств » п. Первомайский (далее – Школа) составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами: Законом РФ «Об образовании»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;  Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Уставом муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств  п. Первомайский». 

Все примечания, разъяснения, пояснения   необходимо смотреть в пояснительной записке к учебным планам.

В "МБУДО ДШИ п. Первомайский" обучается 356 учащихся по реализуемым образовательным программам дополнительного образования детей и взрослых художественно-эстетической направленности по муниципальному заданию за счет бюджета Оренбургского района. Из них 256 обучаются по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам и 100 по дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам за бюджетный счет.

Годовой календарный учебный график на 2024-2025 учебный год

Начало учебного года: 2 сентября 2024 года

Окончание учебного года: 23 мая 2025 года

Количество учебных недель в году: 33-35 недели

Продолжительность учебных четвертей:

1 четверть – 8 недель

2 четверть – 7 недель

3 четверть – 9 недель

4 четверть – 9 недель

Сменность занятий: две смены.

Форма организации образовательного процесса:

Каникулы осенние – с 28 октября по 4 ноября (8 дней)

Каникулы зимние – с 30 декабря по 12 января (14 дней)

Каникулы весенние – с 24 марта по 31 марта (8 дней)

Дополнительные каникулы для 1 кл. – с 17 февраля по 24 февраля (8 дней)

Начало учебных занятий: 08:00.

Окончание учебных занятий: 21:00

Продолжительность урока: 20, 40 минут

Продолжительность перемен: 5-10

Промежуточная аттестация учащихся переводных классов проводится с 14 апреля по 30 апреля каждого года. Форма проведения аттестации определяется в соответствии с Уставом ДШИ.

Сроки проведения итоговой аттестации учащихся выпускных классов на 2024-2025 уч. год устанавливаются с 12 мая по 26 мая 2025г.

Академические концерты проходят в декабре и мае каждого учебного года.

Рабочие программы

Дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области  искусств:

- в области музыкального искусства:

Аннотация к Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства«Фортепиано»

Данная образовательная программа предназначена для детей, обучающихся в детской школе искусств. Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

В процессе обучения по данной программе обеспечивается преемственность программы «Фортепиано» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, а так же сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Программа направлена на:

  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности.

Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Срок освоения программы «Фортепиано» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу «Фортепиано» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.

При приеме на обучение по программе «Фортепиано» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на фортепиано (сольную пьесу или вокальное произведение с собственным сопровождением на фортепиано).

Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам, с учетом ФГТ.

Перечень учебных предметов ОП «Фортепиано»

Срок обучения - 8 лет

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Предметная область «Музыкальное исполнительство»

ПО.01.УП.01.

Специальность и чтение с листа

ПО.01.УП.02.

Ансамбль

ПО.01.УП.03.

Концертмейстерский класс

ПО.01.УП.04.

Хоровой класс

Предметная область «Теория и история музыки»

ПО.02.УП.01.

Сольфеджио

ПО.02.УП.02.

Слушание музыки

ПО.02.УП.03.

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

В.01.УП.01.

Элементарная теория музыки

В.02. УП.02.

Ансамбль

 

С дополнительным годом обучения - 9 класс

 

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Предметная область «Музыкальное исполнительство»

ПО.01.УП.01.

Специальность и чтение с листа

ПО.01.УП.02.

Ансамбль

Предметная область «Теория и история музыки»

ПО.02.УП.01.

Сольфеджио

ПО.02.УП.02.

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

ПО.02.УП.03.

Элементарная теория музыки

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

В.03.УП.03.

Концертмейстерский класс

 

Программа «Фортепиано», разработанная ОУ на основании ФГТ, содержит разделы образовательной, методической, творческой и культурно - просветительской деятельности. Данные виды деятельности направлены на создание условий для достижения целей и выполнение задач образовательной деятельности.

Результатом освоения программы «Фортепиано» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

  • знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
  • навыков публичных выступлений.

в области теории и истории музыки:

  • знания музыкальной грамоты;
  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений.

Освоение обучающимися программы «Фортепиано» завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

Обучающимся, прошедшим итоговую аттестацию, выдается заверенное печатью ДШИ свидетельство об освоении указанной программы. Форма свидетельства устанавливается Министерством культуры РФ.

Обоснование   к вариативной части     дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Вариативная часть учебного предмета «Ансамбль» дает возможность расширенной и углубленной подготовки обучающихся по программе, которая определена содержанием её обязательной части. Важной составляющей современного музыкального образования, неотъемлемым звеном в процессе формирования музыкально-эстетических представлений у учащихся является инструментальное музицирование, в частности, такая его форма, как ансамбль.

Реализация данного учебного предмета, как составной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» рассчитана на 1, 2, 3 классы по 1 часу в неделю. Эта программа необходима для возможности получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Увеличение времени работы по этому предмету даёт возможность более глубокого изучения искусства ансамблевой игры, педагогического репертуара, учит чувствовать партнера в исполнении произведений более профессионально, предоставляет возможность еще несколько лет обучающимся играть в ансамбле.

В пояснительной записке сформулированы цели и задачи программы, методы обучения, которые направлены на воспитание творческой личности, способной определять музыкально - исполнительские задачи ансамбля, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля ансамблевого произведения.

Вариативная часть учебного предмета «Концертмейстерский класс», дает возможность расширенной и углубленной подготовки обучающихся, по программе, которая определена содержанием её обязательной части. Реализация данного учебного предмета, как составной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» рассчитана на 9 класс по 1 часу в неделю.

Эта программа необходима для   возможности получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Увеличение времени работы по этому предмету даст возможность более глубокого изучения предмета «Концертмейстерский класс» расширяет возможность знакомства с особенностями аккомпанемента различным инструментам, учит      чувствовать партнера в исполнении произведений более профессионально, предоставляет возможность обучающимся большее время играть в ансамбле, расширяет возможность         его знакомства с педагогическим репертуаром концертмейстера.

Необходимость введения предмета «Элементарная теория музыки» в «Учебный план ДШИ п. Первомайский» заключается в дополнительной подготовке учащихся к выбору профессии и поступлению в средние профессиональные учебные заведения, где уровень знаний по данному учебному предмету должен соответствовать требованиям вступительных испытаний.

Результат освоения программы по учебному предмету «Элементарная теория музыки» вариативной части (8, 9 классы) должен отражать:

  • знание основных элементов музыкального языка (понятий — звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
  • первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;
  • умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
  • наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использование диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

Результатом освоения учебного предмета «Элементарная теория музыки» вариативной части (8, 9 классы) является приобретение обучающимися также следующих знаний, умений и навыков:

  • знание музыкальной грамоты, характерных особенностей средств музыкальной выразительности и их взаимовлияние, первичные знания в области музыкального синтаксиса;
  • умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве на музыкальных инструментах, умение строить и разрешать интервалы и аккорды, определять лад и тональность, отклонения и модуляции, выполнять задания на группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала;
  • навык владения элементами музыкального языка, наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда, фактурного изложения материала (типов фактуры), навыков сочинения музыкального текста.

Разработчики:

Самарцева Елена Васильевна, преподаватель по классу фортепиано, первой квалификационной категории «МБУДО ДШИ п. Первомайский»;

Васина Яна Александровна, преподаватель по классу фортепиано «МБУДО ДШИ п. Первомайский»;

Можайская Наталья Григорьевна, преподаватель по классу фортепиано «МБУДО ДШИ п. Первомайский».

Рецензенты:

Цысь Ирина Станиславовна, доцент кафедры Специального фортепиано и ансамблевой подготовки Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей.

 

Аннотация к Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты»

Данная образовательная программа предназначена для детей, обучающихся в детской школе искусств. Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

В процессе обучения по данной программе обеспечивается преемственность программы «Народные инструменты» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, а так же сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Программа направлена на:

  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности.

Срок освоения программы «Народные инструменты» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Народные инструменты» для детей, поступивших в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5(6) лет.

Срок освоения программы «Народные инструменты» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу «Народные инструменты» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.

При приеме на обучение по программе «Народные инструменты» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти. 

Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам, с учетом ФГТ.

Перечень учебных предметов ОП «Народные инструменты»

Срок обучения - 8 лет

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Предметная область «Музыкальное исполнительство»

ПО.01.УП.01.

Специальность (Баян, аккордеон) (Гитара)

ПО.01.УП.02.

Ансамбль (Баян, аккордеон) (Гитара)

ПО.01.УП.03.

Фортепиано

ПО.01.УП.04.

Хоровой класс

Предметная область «Теория и история музыки»

ПО.02.УП.01.

Сольфеджио

ПО.02.УП.02.

Слушание музыки

ПО.02.УП.03.

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

В.01.УП.01.

Коллективное музицирование (гитара)

В.02.УП.02.

Хоровой класс

В.03.УП.03.

Элементарная теория музыки

В.04. УП.04.

Специальность (Баян, аккордеон)

В.05. УП.05.

Читка с листа (баян, аккордеон)


Срок обучения – 5 лет

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Предметная область «Музыкальное исполнительство»

ПО.01.УП.01.

Специальность (Баян, аккордеон) (Гитара)

ПО.01.УП.02.

Ансамбль (Баян, аккордеон) (Гитара)

ПО.01.УП.03.

Фортепиано

ПО.01.УП.04.

Хоровой класс

Предметная область «Теория и история музыки»

ПО.02.УП.01.

Сольфеджио

ПО.02.УП.03.

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

В.01.УП.01.

Коллективное музицирование (гитара)

В.02.УП.02.

Хоровой класс

В.03.УП.03.

Элементарная теория музыки

В.04. УП.04.

Специальность (Баян, аккордеон)

В.05. УП.05.

Читка с листа (баян, аккордеон)


Программа «Народные инструменты», разработанная ОУ на основании ФГТ, содержит разделы образовательной, методической, творческой и культурно - просветительской деятельности. Данные виды деятельности направлены на создание условий для достижения целей и выполнение задач образовательной деятельности.

Результатом освоения программы «Народные инструменты» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

  • знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
  • навыков публичных выступлений.

в области теории и истории музыки:

  • знания музыкальной грамоты;
  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений.

Освоение обучающимися программы «Народные инструменты» завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

Обучающимся, прошедшим итоговую аттестацию, выдается заверенное печатью ДШИ свидетельство об освоении указанной программы. Форма свидетельства устанавливается Министерством культуры РФ.

Обоснование   к вариативной части     дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Вариативная часть учебного предмета «Коллективное музицирование» дает возможность расширенной и углубленной подготовки обучающихся по программе, которая определена содержанием её обязательной части. Важной составляющей современного музыкального образования, неотъемлемым звеном в процессе формирования музыкально-эстетических представлений у учащихся является инструментальное музицирование, в частности, такая его форма, как ансамбль.

Реализация данного учебного предмета, как составной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» рассчитана на 3,4,5 классы по 1 часу в неделю. Эта программа необходима для возможности получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Увеличение времени работы по этому предмету даёт возможность более глубокого изучения искусства ансамблевой игры, педагогического репертуара, учит чувствовать партнера в исполнении произведений более профессионально, предоставляет возможность еще несколько лет обучающимся играть в ансамбле.

В пояснительной записке сформулированы цели и задачи программы, методы обучения, которые направлены на воспитание творческой личности, способной определять музыкально - исполнительские задачи ансамбля, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля ансамблевого произведения.

Вариативная часть учебного предмета «Специальность», дает возможность расширенной и углубленной подготовки обучающихся, по программе, которая определена содержанием её обязательной части. Реализация данного учебного предмета, как составной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной         программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» рассчитана на 1,2,3 классы по 0,5 часа в неделю.

Эта программа необходима для   возможности получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Увеличение времени работы по этому предмету даст возможность более глубокого изучения предмета «Специальность» расширяет возможность знакомства с особенностями сольного исполнения, учит         чувствовать себя в исполнении произведений более профессионально, предоставляет возможность обучающимся большее время играть соло, расширяет возможность        его знакомства с педагогическим репертуаром.

Необходимость введения предмета «Элементарная теория музыки» в «Учебный план ДШИ п. Первомайский» заключается в дополнительной подготовке учащихся к выбору профессии и поступлению в средние профессиональные учебные заведения, где уровень знаний по данному учебному предмету должен соответствовать требованиям вступительных испытаний.

Результат освоения программы по учебному предмету «Элементарная теория музыки» вариативной части (8, 9 классы) должен отражать:

  • знание основных элементов музыкального языка (понятий — звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
  • первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;
  • умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
  • наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использование диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

Результатом освоения учебного предмета «Элементарная теория музыки» вариативной части (8, 9 классы) является приобретение обучающимися также следующих знаний, умений и навыков:

  • знание музыкальной грамоты, характерных особенностей средств музыкальной выразительности и их взаимовлияние, первичные знания в области музыкального синтаксиса;
  • умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве на музыкальных инструментах, умение строить и разрешать интервалы и аккорды, определять лад и тональность, отклонения и модуляции, выполнять задания на группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала;
  • навык владения элементами музыкального языка, наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда, фактурного изложения материала (типов фактуры), навыков сочинения музыкального текста.

Разработчики:

Мишкина Наталья Геннадьевна, преподаватель по классу аккордеона, первой квалификационной категории «МБУДО ДШИ п. Первомайский»;

Банацкая Ольга Степановна, преподаватель по классу гитары «МБУДО ДШИ п. Первомайский»;

Князькина Ольга Петровна, преподаватель по классу аккордеона «МБУДО ДШИ п. Первомайский»;

Калякина Татьяна Николаевна, преподаватель по классу аккордеона «МБУДО ДШИ п. Первомайский»;

Протасенко Наталья Васильевна, преподаватель по классу гитары «МБУДО ДШИ п. Первомайский»;

Рецензент:

Игнатова Галина Васильевна, заслуженный работник культуры РФ, преподаватель высшей квалификационной категории Оренбургского музыкального колледжа ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей.

 

Аннотация к Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «СТРУННЫЕ - СМЫЧКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Данная образовательная программа предназначена для детей, обучающихся в детской школе искусств. Программа составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

В процессе обучения по данной программе обеспечивается преемственность программы «Струнные - смычковые инструменты» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального искусства, а так же сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Программа направлена на:

  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности.

Срок освоения программы «Струнные - смычковые инструменты» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Срок освоения программы «Струнные - смычковые инструменты» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу «Струнные - смычковые инструменты» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ФГТ.

При приеме на обучение по программе «Струнные - смычковые инструменты» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей - слуха, ритма, памяти.

Образовательное учреждение имеет право реализовывать программу в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам, с учетом ФГТ.

Перечень учебных предметов ОП «Струнные - смычковые инструменты»

Срок обучения - 8 лет

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Предметная область «Музыкальное исполнительство»

ПО.01.УП.01.

Специальность

ПО.01.УП.02.

Ансамбль

ПО.01.УП.03.

Фортепиано

ПО.01.УП.04.

Хоровой класс

Предметная область «Теория и история музыки»

ПО.02.УП.01.

Сольфеджио

ПО.02.УП.02.

Слушание музыки

ПО.02.УП.03.

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

В.01.УП.01.

Хоровой класс

В.02. УП.02.

Элементарная теория музыки

В.03. УП.03.

Ансамбль

В.04. УП.04.

Музицирование

С дополнительным годом обучения - 9 класс

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Предметная область «Музыкальное исполнительство»

ПО.01.УП.01.

Специальность

ПО.01.УП.02.

Ансамбль

Предметная область «Теория и история музыки»

ПО.02.УП.01.

Сольфеджио

ПО.02.УП.02.

Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)

ПО.02.УП.03.

Элементарная теория музыки

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

В.03.УП.03.

Ансамбль

 Программа «Струнные - смычковые инструменты», разработанная ОУ на основании ФГТ, содержит разделы образовательной, методической, творческой и культурно - просветительской деятельности. Данные виды деятельности направлены на создание условий для достижения целей и выполнение задач образовательной деятельности.

Результатом освоения программы «Струнные - смычковые инструменты» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

  • знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
  • навыков публичных выступлений.

в области теории и истории музыки:

  • знания музыкальной грамоты;
  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений.

Освоение обучающимися программы «Струнные - смычковые инструменты» завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

Обучающимся, прошедшим итоговую аттестацию, выдается заверенное печатью ДШИ свидетельство об освоении указанной программы. Форма свидетельства устанавливается Министерством культуры РФ.

Обоснование         к вариативной части           дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные - смычковые инструменты».

Вариативная часть учебного предмета «Ансамбль» дает возможность расширенной и углубленной подготовки обучающихся по программе, которая определена содержанием её обязательной части. Важной составляющей современного музыкального образования, неотъемлемым звеном в процессе формирования музыкально-эстетических представлений у учащихся является инструментальное музицирование, в частности, такая его форма, как ансамбль.

Реализация данного учебного предмета, как составной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные - смычковые инструменты» рассчитана на 1, 2, 3 классы по 1 часу в неделю. Эта программа необходима для возможности получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Увеличение времени работы по этому предмету даёт возможность более глубокого изучения искусства ансамблевой игры, педагогического репертуара, учит чувствовать партнера в исполнении произведений более профессионально, предоставляет возможность еще несколько лет обучающимся играть в ансамбле.

В пояснительной записке сформулированы цели и задачи программы, методы обучения, которые направлены на воспитание творческой личности, способной определять музыкально - исполнительские задачи ансамбля, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля ансамблевого произведения.

Вариативная часть учебного предмета «Хоровой класс», дает возможность расширенной и углубленной подготовки обучающихся, по программе, которая определена содержанием её обязательной части. Реализация данного учебного предмета, как составной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной   программы в области музыкального искусства «Струнные - смычковые инструменты» рассчитана на 1-3 класс по 1 часу в неделю, 4-8 класс – 1,5 часа в неделю.

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста.

         Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика.

Необходимость введения предмета «Элементарная теория музыки» в «Учебный план ДШИ п. Первомайский» заключается в дополнительной подготовке учащихся к выбору профессии и поступлению в средние профессиональные учебные заведения, где уровень знаний по данному учебному предмету должен соответствовать требованиям вступительных испытаний.

Результат освоения программы по учебному предмету «Элементарная теория музыки» вариативной части (8, 9 классы) должен отражать:

  • знание основных элементов музыкального языка (понятий — звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
  • первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;
  • умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
  • наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использование диатонических или хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала (типов фактур).

Результатом освоения учебного предмета «Элементарная теория музыки» вариативной части (8, 9 классы) является приобретение обучающимися также следующих знаний, умений и навыков:

  • знание музыкальной грамоты, характерных особенностей средств музыкальной выразительности и их взаимовлияние, первичные знания в области музыкального синтаксиса;
  • умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве на музыкальных инструментах, умение строить и разрешать интервалы и аккорды, определять лад и тональность, отклонения и модуляции, выполнять задания на группировку длительностей, транспозицию заданного музыкального материала;
  • навык владения элементами музыкального языка, наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда, фактурного изложения материала (типов фактуры), навыков сочинения музыкального текста.

«Музицирование» - учебный предмет, который входит в вариативную часть и направлен на приобретение обучающимися теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Программа «Музицирование» введена с целью закрепления теоретических знаний на практических навыках, осознание их в звучании живой музыке и согласуется с программой по сольфеджио. В результате обучения, учащиеся овладевают суммой практических навыков, позволяющих им свободно музицировать, подбирать по слуху и транспонировать в удобную для голоса тональность понравившиеся мелодии, песни. Приобретенные навыки дают учащимся возможность расширить музыкальный кругозор и репертуар; обогащают музыкальными впечатлениями и побуждают к творчеству и личной инициативе.

Реализация данного учебного предмета, как составной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной   программы в области музыкального искусства «Струнные - смычковые инструменты» рассчитана на 2-8 классы по 0,5 часа в неделю.

Разработчики: Насипова Альфия Абильевна, преподаватель по классу скрипки, высшей квалификационной категории «МБУДО ДШИ п. Первомайский»;

Рецензент: Наталья Олеговна Погадаева кандидат искусствоведения, доцент, зав. кафедрой оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов ГБОУ ВО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей»


 - в области изобразительного искусства:

АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»

Реализация дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» производится Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Детская школа искусств п. Первомайский» на основе Лицензии на осуществление образовательной деятельности от 21 марта 2018г Серия 56Л01 № 0005299, срок действия бессрочно.

Настоящая программа «Живопись» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе (утверждена приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.12г. № 156).

Цель программы создание педагогических условий, направленных на развитие художественного способностей обучающихся, выявление одаренных детей, формирование полного комплекса знаний, умений и навыков у детей в области изобразительного искусства с учетом ФГТ.

Образовательная программа обеспечивает преемственность с основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального и высшего профессионального образования в области изобразительного искусства.

Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в ДШИ в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8(9) лет. Срок освоения программы «Живопись» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

При приеме на обучение по программе «Живопись» ДШИ проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, которые позволяют определить художественные способности ребенка.  Отбор детей проводится в форме просмотра самостоятельно подготовленных художественных работ (не менее 5), содержащих творческие задания, позволяющих определить наличие способностей к художественно-исполнительской деятельности и собеседования. По работам определяется наличие воображения, начальные

композиционные навыки, владение рисунком, разнообразие техник исполнения и личное отношение к изображаемому.

Перечень учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»

Перечень учебных предметов ОП «Живопись» сроком обучения 8 лет

Индекс учебных предметов

Обязательная часть

ПО.01.

Художественное творчество

ПО.01.УП.01.

Основы изобразительной грамоты и рисование

ПО.01.УП.02.

Прикладное творчество

ПО.01.УП.03.

Лепка

ПО.01.УП.04.

Рисунок

ПО.01.УП.05.

Живопись

ПО.01.УП.06.

Композиция станковая

ПО.02.

История искусств

ПО.02.УП.01.

Беседы об искусстве

ПО.02.УП.02.

История изобразительного искусства

ПО.03

Пленэрные занятия:

ПО.03.УП.01.

Пленэр

В.00.

Вариативная часть

В.00.В.01

Скульптура

В.00.В.02

Цветоведение

В.00.В.03

Дизайн интерьера 

 Программы учебных предметов выполняют следующие функции:

  • нормативную, (являются документом, обязательным для выполнения в полном объеме);
  • процессуально-содержательную, (определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения);
  • оценочную, (выявляют уровень усвоения элементов содержания, устанавливают принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний, умений и навыков).

Программы учебных предметов имеют самостоятельную структуру, содержат:

  • титульный лист;
  • пояснительную записку, содержащую характеристику учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия), формы проведения учебных аудиторных занятий (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), цели и задачи учебного предмета, методы обучения, описание материально - технических условий реализации учебного предмета, результаты освоения или ожидаемые результаты;
  • учебно-тематический план;
  • содержание учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, систему оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса, в том числе перечень литературы, а также, при необходимости, перечень средств обучения;
  • список литературы и средств обучения, необходимый для реализации программы учебного предмета

В программах учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись» отражено обоснование объема времени, предусмотренного на выполнение домашнего задания.

Разработчики:

Восточная Юлия Раймановна, преподаватель отделения изобразительного искусства «МБУДО ДШИ п. Первомайский»;

Иванова Виктория Владимировна, преподаватель отделения изобразительного искусства «МБУДО ДШИ п. Первомайский»;

Виноградова Алла Николаевна, преподаватель отделения изобразительного искусства «МБУДО ДШИ п. Первомайский»;

Фетер Анастасия Анатольевна, преподаватель отделения изобразительного искусства «МБУДО ДШИ п. Первомайский».

Рецензент: Процив Екатерина Владимировна, преподаватель специальных дисциплин высшей категории, заместитель директора по учебной части ГБОУ СПО «Оренбургский областной художественный колледж».


Учебные планы ДПОП 2021-2022


Дополнительные общеразвивающие образовательные программы:

- Фортепиано (срок обучения: 3, 5 лет):

-Народные инструмены (срок обучения: 3 года и 5 лет):

-Эстрадный вокал (срок обучения: 3-5-7 лет):

-Раннее эстетическое развитие (срок обучения: 2 года):

Лепка

Английский язык

ИЗО

Ритмика

Музыка

-Театральное исскуство (срок обучения: 3-5 лет):

-Музыкальный фольклор (срок обучения: 7 лет):

 

 

Хореография (срок обучения: 7 лет):

 

 


Учебные планы ДООП 2021-2022